ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАСЬЯНС Карточные технологии в профессиональном консультировании В карточных профконсультационных методиках используется интригующая форма
(раскладывание «пасьянсов», карточные игры). Эти методики обладают высокоэффективными
операциональными возможностями. Сразу заметим, что в содержательном плане данные
методики лишены какой бы то ни было мистики, хотя внешне они чем-то и напоминают
гадание. Главными достоинствами карточных технологий являются предметность поискового
действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых
объектов. Примечательно, что попытки перевести некоторые карточные методики (особенно,
игровые) «на компьютер» оказались неудачными, поскольку в «ручном» варианте проще
и перемещать карточки, и делать с их помощью некоторые обобщения. Нам карточные технологии представляются весьма продуктивными при моделировании
жизненной и профессиональной судьбы молодого человека. Карточки — это текстовый
материал, поэтому работа с ними чем-то напоминает «написание» своей будущей судьбы...
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ И ИГРОВЫЕ Все разработанные нами профконсультационные карточные методики можно разбить
на две основные группы: информационно-поисковые системы и игровые. В индивидуальных информационно-поисковых системах клиент создает по определенным
правилам образы своих профориентационных предпочтений (методика «Стратегия»),
а также образы наиболее привлекательных профессий (методики «Карманный компьютер»,
«Формула», «Кто? Что? Где?»). Внешне эти методики напоминают раскладывание пасьянсов, поэтому мы им дали
название «профессьянсы» (от слов «профессия» и «пасьянс»). Главным преимуществом
карточных технологий является возможность оперативной корректировки совершаемых
выборов. Эти корректировки составляют важное условие для осознанных и самостоятельных
действий клиента. В игровых карточных системах делается попытка смоделировать основные этапы
человеческой жизни (индивидуальная игра «Человек-Судьба-Черт», групповая игра
«Страшный Суд») и основные этапы профессионализации человека (групповая игра «Карьера»).
Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый
игровой «спор» консультируемого с ответами, написанными на карточках. В ходе такого
спора клиент находит связь между своими игровыми возможностями и достижениями
игры. В индивидуальной игре «Человек-Судьба-Черт» имеются различные варианты сложности.
В этой игре психолог в роли черта на определенном этапе начинает мешать подростку
в достижении намеченных жизненных целей, что привносит в игру дополнительную интригу.
В групповых играх «Страшный Суд» и «Карьера» есть возможность помогать тем игрокам,
которых в игре преследуют неудачи. Карточные профориентационные игры имеют значительный психотерапевтический
потенциал. Важной особенностью этих игр является также их высокая динамичность.
Кроме того, они позволяют охватывать моделируемую жизнь целиком, а не зарываться
в обсуждение частных вопросов. НЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ Можно обозначить некоторые проблемы практического внедрения карточных профконсультационных
методик. Во-первых, необходимо много времени для их проведения: от 40 минут до
1,5—2 часов в индивидуальных процедурах и от 2 до 3,5 часов в групповых. Правда,
здесь стоит отметить, что психотерапевты тратят на своих клиентов гораздо больше
времени, хотя решаемые ими проблемы ничуть не сложнее, чем планирование человеком
своих профессиональных и жизненных перспектив. Во-вторых, есть сложности, связанные с изготовлением и приобретением данных
методик. Издать методические комплекты достаточно сложно. А, например, для того
чтобы самим нарисовать карточки к игре «Формула», необходимо затратить от 6 до
10 часов. В-третьих, самостоятельно освоить данные методики непросто. Первоначально
нам казалось, что карточные методики очень просты, так как большинство школьников
легко понимали правила работы с ними и могли через некоторое время играть самостоятельно.
Но просто участвовать в игре и организовывать игровое взаимодействие — это все-таки
не одно и то же. Примечательно, что те специалисты, которые освоили самостоятельно карточные
методики, через некоторое время стали создавать аналогичные игры или же модифицировать
предложенные нами варианты. Таким образом, важный эффект карточных профконсультационных
методов — это их активизирующий потенциал применительно уже к самим профконсультантам,
которые начинают работать творчески. Сегодня мы предлагаем вам описание одной из информационно-поисковых систем. Елена ПРЯЖНИКОВА, Николай ПРЯЖНИКОВ, Профессянс "ФОРМУЛА-5" Название методики основано на «формуле профессий», разработанной Е.А. Климовым.
Как известно, эта формула включает четыре группы характеристик профессионального
труда. Наглядный образ Все карточки заранее должны быть разложены на пять групп. Подумай и угадай Затем психолог задает
уточняющие вопросы для выявления противоречий в разложенных карточках и, по возможности,
корректирует эти противоречия. Например, клиент хотел бы в будущем «исследовать
что-либо, делать открытия» (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее
привлекательных), но «знаковые системы», без овладения которыми сложно представить
современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка
лежит близко от правого, «отвергаемого» края). Психолог просит клиента объяснить,
нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит,
и по своему будет прав. Но профконсультант может озадачить клиента с помощью вопросов.
Ни в коем случае не следует «переубеждать» клиента. Ориентируясь на перевернутые
обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает
себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными
вопросами не следует. Некоторые приемы Оставшиеся на столе карточки позволяют подтвердить правильность выявленных
профессий. Например, если клиент остановился на профессии водителя, но карточки
«открытый воздух» и «относительная самостоятельность» находятся справа (среди
отвергаемых характеристик профессионального труда), то, скорее всего, профессия
водителя ему вряд ли подойдет. Советы коллегам Опыт использования данной методики показывает, что она требует от профконсультанта
определенного навыка. Желающим приобрести такой навык советуем самостоятельно
нарисовать карточки для данной методики («прочувствовать» ее своими руками), затем
потренироваться на себе (как бы несколько раз «проконсультировать» себя) и на
близком человеке. Только после этого можно использовать методику в работе. ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК К ПРОФЕССЬЯНСУ "ФОРМУЛА-5" 1. Цели труда — Ц Ц-1. Оценивать,
проверять, контролировать 2. Предмет труда
— П П-1. Техника 3. Средства труда
— С С-1. Ручные (простые
приспособления и приборы, а также «золотые руки») 4. Условия и организация
труда — У У-1. Бытовой микроклимат
(контора-офис, отдел, кабинет) 5. Особенности работы
— О О-1. Минимальный
риск судимости («честная» профессия) |